Бей своих, чтоб чужие боялись | Большие Идеи

・ Этика и репутация

Бей своих, чтоб
чужие боялись

ххххххх

Бей своих, чтоб чужие боялись

читайте также

Культурная компетентность

Мосаковски Элейн,  Эрли Кристофер

Профессионалы «по вызову»

Будро Кевин,  Карим Лакхани

Что делать, если вы провалили собеседование

Марло Лайонс

Интеллектуальный подход к управлению лояльностью

Абхиджит Гуха,  Дхрув Грювал,  Томас Дейвенпорт

В майском номере «HBR — Россия» была опубликована статья Родерика Креймера «И все-таки нация чтит короля». Ученый утверждает: провести компанию сквозь тернии к звездам может только жесткий, самоуверенный лидер, наделенный политическим интеллектом. И это в то время, когда воспеваются скромность и эмоциональный интеллект руководителей.

Дерк Сауэр, генеральный директор издательского дома Independent Media Sanoma Magazines

Вдохновлять или подавлять — вот вечный вопрос, на который непросто найти ответ. Для меня очевидно одно: управляя с помощью страха, ничего хорошего не добьешься. Впрочем, не забывайте, это я говорю как основатель и глава издательского дома, где работают около тысячи замечательных творческих людей, чья творческая энергия (а заодно и производительность) сойдет на нет, если начать их запугивать. Кто знает, будь я гендиректором сталелитейного завода, возможно, я бы считал иначе.

Не следует также забывать, что лидерский стиль зависит от характера руководителя. А мне не свойственны ни жесткость, ни громогласность, ни безапелляционность, так что, если я захочу вдруг стать новым Мердоком, меня точно ждет провал: я в принципе не подхожу для этой роли.

Вот правило номер один для руководителя: тот, кто хочет многого достичь, должен прежде всего понять самого себя, оценить свои личные качества. Нужно всегда оставаться самим собой. Я часто вижу выпускников бизнес-школ с уверенным взглядом, но мягким сердцем. Чужая роль дорого им обходится: они живут в постоянном стрессе, а это опасно для здоровья.

Я люблю общаться с людьми, люблю работать с профессионалами, которые умнее меня. Я никогда не стесняюсь признаться в том, что я чего-то не знаю. Такой стиль управления, по-моему, создает в компании хорошую атмосферу: люди могут полно раскрыть свои творческие задатки, найти применение своей энергии. По крайней мере я надеюсь, что мои коллеги по Independent Media считают так же. В общем я — ярко выраженный сторонник мягкой власти.

Да, чуть не забыл: есть еще кое-что, о чем так редко пишут. Счастье. Зачем мы живем? Чтобы максимизировать прибыль? Чтобы добиться наибольшей EBITDA? Заслужить похвалу начальника? Конечно, нет. Мы все хотим счастья — себе и всему обществу, мы все хотим, чтобы жизнь была прожита не зря. Об этом всегда должен помнить любой руководитель.

Правда, тут есть одно большое «но». Мягкую власть очень часто путают с трусостью. Многие так называемые мягкие менеджеры прикрываются этим словом, чтобы не принимать трудных и болезненных решений. Лидер должен уметь слушать, сочувствовать, очаровывать, но при этом помнить, что на корабле может быть только один капитан и в сложных обстоятельствах именно ему придется принимать решение. Кроме того, капитан никогда не должен прятаться за спинами подчиненных, когда дело доходит до грязной работы. Мягкий и жесткий стили управления не исключают друг друга. Они взаимно дополняются, это инь и ян менеджмента.

Андрей Деллос, ресторатор («Кафе Пушкинъ», «Шинок», «Турандот» и др.)

По-моему, рассуждать об эффективности демократичного руководителя и замечательного человека вообще довольно глупо. Хочешь развалить компанию — принимай на работу хорошего, милого менеджера.

Соображения автора кажутся мне поверхностными: он рисует своего рода карикатуру на реальную ситуацию. Вращение глазами, корченье рож, крики, «наезды» и прочая — это всего лишь банальная атрибутика. Сам образ «дракона» гораздо более многогранный и сложный.

Например, в статье нет ни слова о любви между «драконом»-руководителем и «жертвой»-подчиненным. А ведь человека, который тебя мучает, надо полюбить. Я имею в виду очень сложное сочетание любви и страха. Сотрудник должен до дрожи бояться встретиться с тираном — и одновременно мечтать об этом. И внешние проявления сложного характера начальника тут ни при чем. Я своим руководителям часто советую: «Перестаньте кричать и строить из себя демоническую личность. Попробуйте шепнуть подчиненному на ушко добрые слова». Но я не против, если подчиненный со страху упадет при этом в обморок.

Вообще настоящему руководителю присущи как минимум две черты. Первая — энергетика. К слову, я знаю милейших на вид людей с бархатными голосами, в присутствии которых возникает желание вытянуться в струнку, даже если ты не их подчиненный. Вторая черта — компетентность. Управленец должен разбираться в предмете лучше подчиненного — тактически, стратегически, как угодно. В противном случае уважения ему не видать. И можно сколько угодно топать ногами и кричать, толку от этого не будет никакого. Кроме того, настоящий руководитель — это всегда личность, неважно, с каким знаком. И вот об этих важнейших вещах автор, к сожалению, ничего не говорит.

Валерий Хорошковский, президент горнометаллургической компании «Евраз Груп»

Я не стал бы, оценивая эффективность руководителей, жестко привязывать ее к их стилю управления. Самое главное — умело развивать бизнес, быстро принимая решения. Если решения в итоге оказываются верными, значит данной конкретной компании лучше всего подходит ее руководитель, неважно, как он управляет. Я не говорю о крайних случаях. Чрезмерная деспотичность, безусловно, отталкивает людей, но руководитель не должен бояться оправданной жесткости — без нее невозможно принимать решения.

Что касается взаимодействия с командой — это другой вопрос. Важно, выбираются ли в итоге из обсуждаемых предложений действительно лучшие. Я считаю, что руководитель, прежде чем принимать решение, должен выслушать мнение каждого члена команды. Очень часто самые точные, правильные идеи выдвигает тот, кто меньше всего хочет публично излагать их, предпочитая промолчать. А талант руководителя — неважно, жесткого или демократичного — как раз в том и проявляется, может ли он создать такую обстановку, чтобы каждый подчиненный легко высказывал свое мнение. Не боялся, не стеснялся, не считал неудобным. И его бы слышали, не критиковали — это очень важно.

В современных российских условиях у жесткого лидера есть важное преимущество — скорость принятия решений, реакция на изменение ситуации. Развивающиеся рынки диктуют именно такую модель принятия решений. Во время переходного периода и в России, и на Украине господствовал жесткий стиль управления, подразумевающий быстрые, точные решения. И побеждали руководители именно такого типа. Хотя лидеры-демократы тоже вполне успешно работали. Дело в том, что в непостоянных, быстро изменяющихся условиях демократичному лидеру, чтобы создать команду нужно гораздо больше времени, чем жесткому.