Я милый, но не глупый | Большие Идеи

・ Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Я милый, но
не глупый

Автор: Кадди Эми

Я милый, но не глупый

читайте также

Компании чаще умирают от обжорства, чем от голода

Ник Тэслер

Почему менеджеры не слушают своих сотрудников

Виджайя Венкатарамани,  Субра Тангирала,  Элад Шерф

Как Google преобразила менеджмент за 10 лет с момента IPO

Уолтер Фрек

Особая роль: что поможет бизнесу выйти из кризиса

Филипп Генс

Впервые встречаясь с незнакомцем, каждый пытается быстро понять две вещи: «каковы его намерения относительно меня?» и «может ли он их осуществить?». Эти же вопросы веками задавали себе наши предки — от ответа на них часто зависела жизнь. Наш мозг не всемогущ: например, нам не дано мгновенно «раскусить» человека, и поэтому, оценивая его намерения и возможности, или, иначе говоря, душевность и компетентность, мы часто исходим из ошибочных предположений и неверных ответов на сформулированные выше вопросы. Последние исследования психологов, наблюдавших за несколькими тысячами людей из более чем двух десятков стран, показали, что чаще всего так и происходит. Кроме того, ученые считают, что от нашей оценки зависит, будем ли мы общаться с человеком, и если да, то как. Мы помогаем симпатичным нам людям и избегаем черствых; сотрудничаем с компетентными и сторонимся неумех. В своих суждениях о людях мы опираемся на стереотипы восприятия их расовой, половой и национальной принадлежности — за нашими решениями о том, кому верить, а кому нет, кого защищать, а на кого нападать, кого принимать на работу, а кого увольнять, часто стоят ложные предпосылки. Исследования восприятия душевных и профессиональных качеств, о которых мы со Сьюзан Фиске и Питером Гликом рассказывали в своих статьях, отчасти проливают свет на природу поведения людей. Скажем, почему к пожилым мы ­относимся без должного уважения, хотя и по-доброму (старики кажутся нам некомпетентными, но душевными). Господствующая теория предубеждения, которая утвер­ждает, что мы делим окружающих на две группы — «мы» и «они», предпочитая первых и недолюбливая вторых, не объясняет этого. Неправильно оценивая людей по шкале душевность — компетентность, руководители допускают серьезные ошибки: например, доверяют слабым сотрудникам и недооценивают лучших. Неверные суждения мешают компаниям формировать сильные, с профессиональной точки зрения, коллективы, создавать благоприятные условия для ценных специалистов и выявлять выгодные возможности для бизнеса. Вот еще один живучий стереотип: сотрудницы, у которых есть дети, считаются, как и пожилые люди, менее компетентными (и более душевными), чем остальные. Поэтому их реже продвигают по службе и меньше им платят. Мы пришли еще к одному важному выводу — его подтверждают и другие ученые: люди воспринимают душевную ­теплоту и компетентность «в паре». Избыток одного предполагает дефицит другого. «Она такая милая, — думаем мы. — Вряд ли потянет работу в совете директоров». Наше исследование поможет руководителям принимать более взвешенные решения. Главное — не забывать о двух правилах.

Не торопитесь с выводами. Принимая скоропалительные решения, мы опираемся на стереотипы. Но если вопрос касается кадров, руководитель должен понимать, почему у него сложилось то или иное мнение о человеке. Оценивая сотрудников по шкале душевность — компетентность, важно смотреть на них как можно более объективно.

Не связывайте эти два понятия. Душевная теплота и компетентность — не взаимоисключающие качества. Начальнику следует задуматься: вероятно, этот инженер отлично умеет общаться, а значит, сможет работать с клиентами. Такая проверка «на здравый смысл» поможет руководителям вырваться из плена стереотипов и разглядеть истинные способности человека. И тогда им не придется расплачиваться за ошибки.