Ренессанс менеджмента | Большие Идеи

・ Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Ренессанс менеджмента

Какие формы мог бы принять в наши дни второй ренессанс в сфере менеджмента?

Автор: Дэвид К. Хёрст

Ренессанс менеджмента

читайте также

Не женское дело

Ирина Пешкова

Одной лояльностью сыт не будешь, или Как увеличить свою долю кошелька

Буи Александр,  Кейнингем Тимоти,  Куил Брюс,  Эксой Лерзан

Как бизнесу освоить научный метод

Элизабет Тенни

Почему Apple Music сбилась с такта

Марк Бончек,  Уильям Патрик

Время от времени мыслители призывают к возрождению той или иной сферы человеческого труда — вернуться к корням, от которых мы давно ушли. Не настала ли пора ренессанса и для менеджмента, хотя это не слишком старая дисциплина? Недавно Ричард Штрауб, президент Европейского общества им. Питера Друкера, провозгласил ренессанс менеджмента, и я задумался над тем, как могла бы воплощаться в жизнь эта историческая аналогия.

Собственно Ренессанс был потрясающим культурным событием, зародившимся во Флоренции в XIV веке: с помощью изобретенного веком позже печатного станка Возрождение охватило всю Европу. Эта эпоха продлилась до XVII века, а за ней последовало европейское Просвещение. О факторах, породивших это замечательное явление, тоже давно и много спорят. Византия угасала на протяжении нескольких столетий, и в это время в Италии искали убежища греческие ученые, которые привозили с собой книги. Благодаря этим беженцам пробудился интерес к классической литературе. В то же время росла критика выхолощенной схоластики средневековых университетов, направленной на защиту догмы методами жесткого анализа концепций и логического спора. Теперь же интерес сместился на природу, на эксперимент и на постижение человеческого призвания. Некоторые считают, что чума, или Черная смерть, поразившая Италию в середине XIV века, послужила катализатором для укрепления идеалов гуманизма. Люди перестали, как прежде, интересоваться своей загробной участью и сосредоточились на земной жизни. Так с возрождением древней мудрости появились и новые перспективы (в том числе и буквально — в живописи) и сложилось более реалистичное представление о смысле человеческого существования.

Можно даже сказать, что первый и настоящий Ренессанс затронул также и тему менеджмента. Никколо Макиавелли (1469—1527) оказался первым автором, кто решился представить нам мощные организации и структуры как они есть, а не в отлакированном виде.

Какие формы мог бы принять в наши дни второй ренессанс в сфере менеджмента? Менеджмент, как мы его знаем, начался с ряда принципов и практик организованной работы, сложившихся на рубеже XIX и XX века. В 1950 году в этой сфере прошла радикальная реформа — строго по науке, как это тогда понималось. Хотя изначально реформа принесла существенные плоды, призывы к повторному ренессансу могут быть вполне оправданы тем, что с тех пор наука менеджмента выродилась в схоластику, в ней господствуют бесплодные догмы неоклассической экономики. В особенности экономика сосредотачивается на индивидуальной и инструментальной рациональности, то есть на средствах и методах, а не на цели и смысле. Вкупе с механистическими моделями этот перекос привел к тому, что в менеджменте господствует «инженерный подход», люди рассматриваются как орудия чужой цели, а не самоцель. В результате человек отчуждается от работы, и крупные успешные компании оказываются неспособны к реновации.

Второй ренессанс мог бы предложить новый подход к обучению, новый гуманистический метод: вернуться к опыту, практике, культу здравого смысла и практической мудрости. Как и в первый раз, ренессанс станет сочетанием древней мудрости и новых перспектив.

«Научная модель» менеджмента, по определению Уоррена Бенниса и Джима О’Тула (см. статью «Школы бизнеса сбились с курса»), ставит на первое место концептуальное знание, инструментарий и технологии, episteme и techne, говоря языком древних греков. Предполагалось, что организации подлежат «объективному» анализу со стороны, что наука о менеджменте может оставаться «свободной от ценностей», как естественные науки. Такая научная модель породила мизантропический взгляд на капитализм без цели и смысла.

Второй ренессанс призвал бы к возрождению практической мудрости, phronesis, как именовал ее Аристотель. Это благоразумие, здравый смысл, привязанный к контексту: мы нуждаемся в нем при выборе между правильным и неправильным, когда определяем, «что хорошо и что плохо для человека», опять-таки говоря словами Аристотеля. Дисциплины вроде менеджмента никогда не будут «свободны от ценностей» с точки зрения фронезиса (действия, которые ведут к улучшению общественной жизни): любое менеджерское решение имеет этическую составляющую, поскольку оно затрагивает людей. А люди могут активно участвовать или отстраненно наблюдать — обе позиции совместимы и не исключают друг друга.

С 1950-х мы многое узнали о человеческой природе. В своем бестселлере «The Righteous Mind» социальный психолог Джонатан Хайдт сравнил человеческий ум с наездником (рациональная часть ума), который пытается управлять слоном (интуицией). Тогда, в 1950-х, мы верили, что наездник в самом деле управляет или по крайней мере обязан это делать. Но в различных сферах деятельности накопились факты, опровергающие это мнение: главенствует слон, а всадник логически объясняет свои действия задним числом, а не просчитывает все наперед. Человеческий мозг ограничен, и разум развил в себе способность принимать в ситуации неопределенности и недостатка времени «достаточно хорошие» решения. Иногда, особенно в непривычных с точки зрения эволюции ситуациях, интуиция нас подводит, но чаще всего она отлично работает и без нее никак не обойтись.

Задача не в том, чтобы заменить в менеджменте интуицию разумом, как пытались это сделать реформаторы 1950-х годов, но в том, чтобы иначе осмыслить взаимодействие разума и интуиции, особенно на службе творчества и инноваций. И снова — «и то, и другое», а не «одно из двух».

Те, кто упорно цепляется за научную модель развития менеджмента, противятся такому подходу и рассматривают наши когнитивные способности пессимистически: «стакан наполовину пуст». Чаще всего особенности нашего мышления попадают в рубрику «эвристика и предрассудки». В результате открытия когнитивных наук не меняют представление о человеческой природе, а используются как трамплин для дальнейших манипуляций. Второй ренессанс, гуманистическое возрождение, ниспровергнет инструментальный подход и провозгласит по отношению к нашим умственным способностям принцип «стакан наполовину полон». Наука обопрется на свободные искусства и займется изучением новых данных для постижения творческой природы человека, постарается понять, как люди растут и постигают мир. В нас признают «общественное животное», и вместе с тем станет ясно, что наш разум привязан к телу, а не только к мозгу. Нам откроется возможность думать о мире самыми разными способами, ведь и воспринимаем мы его неодинаково. Наша способность к аналогическому мышлению — вот ключ к креативности.

Как и первый Ренессанс, это новое великое преображение, которого с нетерпением ждут от менеджмента, будет в основе своей философским. Оно родится не из новых принципов и правил, методов и инструментов, хотя их, конечно, изобретут немало. Но это будет новый синтез, интеграция уже существующего, но пока фрагментированного и непоследовательного знания — и в первую очередь знания.

Читайте по теме: