Хотите научиться думать? | Большие Идеи

・ Феномены

Хотите
научиться думать?

Люди заботятся только о собственном интересе — и мощно стимулируют развитие общества.

Автор: Мариэтта Чудакова

Хотите научиться думать?

читайте также

Не женское дело

Ирина Пешкова

Одной лояльностью сыт не будешь, или Как увеличить свою долю кошелька

Буи Александр,  Кейнингем Тимоти,  Куил Брюс,  Эксой Лерзан

Как бизнесу освоить научный метод

Элизабет Тенни

Почему Apple Music сбилась с такта

Марк Бончек,  Уильям Патрик

Продолжим знакомство с одним из самых убедительных критиков Маркса — Карлом Поппером. Он уверяет нас, «русских читателей», что «капитализма» в смысле Маркса вообще никогда не существовало… Можно не соглашаться — но уж точно есть над чем задуматься. А ведь именно этому похвальному занятию и посвящаю я свои блоги.

«Для марксизма (и в еще большей мере для ленинизма), — пишет К. Поппер, — “капитализм” — это прежде всего такая фаза общественного развития, когда рабочие живут в нищете, труд их изнурителен и тягостен, зачастую очень опасен, а заработка едва хватает, чтобы не умереть с голоду».

Собственно, нечто подобное изображено, например, в романах Золя. Но Маркс нарисовал ложную тенденцию развития капитализма. Он полагал, что при капитализме действует железный закон — чем больше развивается производство, тем сильнее растет нищета рабочих.

Казалось бы, это даже на поверхностный взгляд абсурдно: ну как это — предприниматель все богатеет, а его рабочие все беднеют и беднеют!.. Но Маркс свято верил в свою теорию. «…Невыносимая нищета способствует превращению рабочих в радикальных революционеров, осознающих свои классовые интересы. Рабочие всех стран объединятся и осуществят социальную революцию. Капитализм и капиталисты будут уничтожены — ликвидированы, и воцарится мир на Земле».

И его последователи верили в это.

И, наверно, больше всех — едва ли не самый преданный ученик Маркса — Ленин. И убеждал всех со свойственным ему немыслимым напором, что только всемирная пролетарская революция спасет рабочих от нищеты (никаких иных путей нет и быть не может!) и приведет в светлое царство коммунизма.

Читайте материал по теме: Неужели Маркс был прав?

Беззаветная, лишенная и тени сомнений его вера, что мировая революция — на пороге (в это верил человек, проживший в Европе безвылазно с 1900 по 1917 годы!..), заставила его совершить Октябрьский переворот — чтобы сделать Россию взлетной площадкой для всемирного ковра-самолета. Это была одна из самых грандиозных авантюр (не в ругательном, а в точном смысле слова). Она стоила России примерно 30 миллионов жизней, потерянных в 1917—1923 гг.

Все, кто получал высшее образование в советское время, изучали и сдавали эти предметы: исторический и диалектический материализм.

Все мы обязаны были быть материалистами, то есть признавать примат материи над сознанием, бытия — над духом («Бытие определяет сознание» — а как насчет того, что в одной семье один сын становится бандитом, а второй — прекрасным человеком?.. Помню оглушительный эффект этой мысли в 20 лет…). Еще добавлялась гегелевская диалектика — получался диалектический материализм (Ленин объяснял впоследствии диалектикой всякое резкое изменение своей позиции по тому или другому вопросу).

…Роль действий людей, с их разными убеждениями и разнообразными побуждениями в истории общества была отодвинута — вперед выступили производственные отношения, исходным пунктом для всякого человеческого общества стал факт добывания средств к жизни. Действия людей в каждой формации сведены были к действиям классов. Их беспощадная борьба предъявлялась как главное содержание истории человечества.

Между тем задолго до Маркса человек, про которого мы в России знали в советское время только строку из «Евгения Онегина»:

открыл, что человечество стоит вовсе не на этом, а на мирных взаимоотношениях, основанных на разделении труда, каковое — в интересах каждого.

«Не от благожелательности мясника, пивовара и булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов» .

Люди заботятся только о собственном интересе — и мощно стимулируют развитие общества. И тут вступает в дело второй мощный рычаг — введенное А. Смитом понятие невидимая рука рынка (invisible hand of the market): рынок поощряет необходимые всем товары и вымывает ненужные.

Читайте материал по теме: Александр Аузан. Как вывести экономику из комы

Смит защищал свободу торговли и невмешательство государства в экономику и, конечно, частную собственность. А Маркс писал: «Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют». Эта последняя мысль явно заворожила молодого Ленина.

Егор Гайдар назвал «Империализм как высшая стадия капитализма» лучшей работой Ленина.

Все страны, участвующие в Первой мировой войне — от США до России, усилили (временно!) роль государства в экономике. Ленин в те годы, работая над книгой, делал свои выводы, исходя из того, что это навсегда.

Е. Гайдар напоминает «классические характеристики» империализма, данные Лениным: «…Империализм есть (1) монополистический капитализм; (2) паразитический или загнивающий капитализм; (3) умирающий капитализм».

«Именно этот точно описанный им экономический строй, — пишет Е. Гайдар, — но под названием “социализм” Ленин сознательно построил в России».

Это осталось незамеченным едва ли не всеми, изучавшими Ленина. А ведь он черным по белому все сам это написал!.. Как же мы не понимали сказанного прямым текстом?.. Вот что значит непрерывное давление пропаганды.

«…Монополистический характер экономики, убивающий конкуренцию, рынок. Отсюда и “паразитизм” (на природных ресурсах, включая “трудовые”*), отсутствие стимулов к саморазвитию, отсюда и “загнивание”, “умирание”. “<…> Кучка монополистов, защищенных государственной помощью…, своим гнетом осуждают 5\6 населения на нищету, а всю страну — на застой и гниение“. Ленин поставил целью довести этот строй до логического совершенства. Империализм остается неполным, пока он полностью не слит с государством, пока построен на базе независимой от государства частной собственности.

Что именно государственный капитализм (= империализм) Ленин видел в качестве переходной ступени, «куколки», из которой выпорхнет бабочка социализма, общеизвестно. С предельной ясностью, не допускающей разночтений, он писал: “Государственно-монополистический капитализм есть полнейшая материальная подготовка социализма, есть преддверие его, есть ступенька исторической лестницы, между которой… и ступенькой, называемой социализмом, никаких промежуточных ступеней нет”**. Что же нужно, чтобы из империализма “махнуть” прямо в социализм? Только одно: захватить власть!.. Так выстраивается железная логическая цепь. Капитализм — государственное регулирование — государственно-монополистический капитализм (империализм, загнивающий, паразитический) — социализм“ (Е. Гайдар. Государство и эволюция. М., 1994).

Вот и все.

*Сюда и — даровой труд заключенных, от Соловков до позднего ГУЛАГа, развернувшегося на всю страну. — М.Ч.

**Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 34. С. 193.

Читайте по теме: