Доверие в цифровую эпоху: правила меняются | Большие Идеи

・ Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Доверие в цифровую эпоху:
правила меняются

Подумайте, какие характеристики лежат в основе нашего доверия к институтам?

Автор: Рэйчел Боцман

Доверие в цифровую эпоху: правила меняются

читайте также

«Холодный обзвон» все-таки поможет достучаться до нужного человека

Дори Кларк

«Будет хуже, чем в 2008 году, но это не конец»

Юлия Фуколова

Почему стоит «давать взаймы» своих лучших людей

Джон Будро,  Дэвид Крилман,  Равин Есутхасан

Пять правил для эффективных переговоров

Максим Карпов

Должна признаться, что во время своего недавнего пребывания в отеле Disney Swan во Флориде я использовала пару лишних полотенец и небрежно бросила их на полу в ванной. Я и раньше не раз так делала и не придавала этому большого значения. В конце концов, кто об этом узнает? Однако, когда я покидала отель, мне пришло в голову, что я никогда так не поступаю, арендуя жилье через Airbnb. В этом случае я веду себя совсем по-другому, поскольку в рамках этого сервиса действует система отзывов и репутации, которая позволяет не только гостям оценивать хозяев, но и хозяевам – гостей. Доверие друг к другу основано на отзывах людей, находящихся по обе стороны сервиса.

Глядя на этот пример, можно сделать вывод о том, насколько цифровые инструменты, измеряющие репутацию в виртуальном пространстве, меняют наше поведение в реальном мире. Несложно представить, как один поступок, вроде неаккуратно брошенных на пол полотенец, может сказаться на моей возможности пользоваться Airbnb в будущем. Однако на самом деле этот пример наглядно показывает смену парадигмы – появление нового мира, в котором доверие перестает быть прерогативой могущественных институтов и оказывается в руках обычных людей.

Со времен промышленной революции нормой было доверие к институтам (взаимоотношения между людьми и организациями). Мы верили в то, что финансовые институты, университеты, медиа-компании и прочие крупные корпорации создадут необходимое правила и добьются их соблюдения, чем обеспечат нашу безопасность, а также надежность и качество своих товаров и услуг.

В результате многочисленных преступлений, скандалов и элементарной неэффективности, от которых пострадали многие из нас, вера в институты в последнее время заметно пошатнулась. С 1973 года Gallup ежегодно задает респондентам такой вопрос: «Сейчас вам зачитают список американских общественных институтов. Пожалуйста, оцените уровень вашего доверия к каждому из них: очень высокий, довольно высокий, невысокий, или очень низкий». Опрос, проведенный в июне 2015 года, показал, что уверенность американцев в отношении ко всем институтам, кроме вооруженных сил и малого бизнеса, упала до исторического минимума.

И тем не менее разрушение доверия к институтам – это не только следствие наших пытливых вопросов об их размере и структуре, а также репутации их лидеров. Суть в том, что вере в надежность институтов в цифровую эпоху просто нет места.

Читайте материал по теме: Для совместной работы нужны не только сети, но и сообщества

Подумайте, какие характеристики лежат в основе нашего доверия к институтам? Они – большие, закрытые, имеют иерархическую структуру и централизованное управление и соответствуют традиционным стандартам. Подобная система работает, если речь идет о Goldman Sachs, At&T или Pfizer, однако если ваша компания построена по сетевому принципу или нацелена на определенный сегмент рынка, подобно Airbnb, Lyft или Etsy, то она лишена смысла. Доверие друг к другу строится на противоположных характеристиках: малые размеры, индивидуальный подход, высокая подвижность, отсутствие централизованной структуры и управление по принципу «снизу-вверх». Эта смена парадигмы не только порождает новые подрывные бизнес-модели, она переворачивает наши представления о том, как можно завоевывать, терять и восстанавливать веру в бренды, лидеров и целые системы.

Мы приходим к такому виду доверия, которое ускорит бизнес-процессы и будет способствовать деловым взаимоотношениям на индивидуальном уровне в эпоху распределенных сетей и рынков совместного потребления. Оно изменит общественное представление о многих идеях. Например, аренда своего дома незнакомым людям, предоставление займа с помощью социальной платформы неизвестным заемщикам или поездка в машине с незнакомцем превратятся из рискованных авантюр в основу многомиллиардных бизнесов.

И мощью этого появляющегося нового вида доверия пользуются не только начинающие компании, но и признанные бренды. 30 сентября 2015 года Amazon запустила в Сиэтле новую услугу доставки по принципу «краудсорсинга» Flex, которая подразумевает, что товар будут развозить не традиционные курьеры, а обычные люди. Они официально не работают в Amazon, не носят фирменной униформы, и их автомобили не имеют узнаваемой надписи бренда. Кто-то скажет, что Amazon просто пытается воспользоваться дешевой рабочей силой (работниками «сферы фриланса», как их снисходительно называют), чтобы сократить затраты на свой популярный сервис доставки в течение одного часа Prime Now. Однако меня больше всего поражает в этой истории то, что Amazon для доставки товара клиентам решилась использовать новую модель взаимоотношений, основанных на доверии. В рамках этой модели доверие больше не распределяется и не контролируется линейно между Amazon и потребителями. Напротив, образуется целая сеть доверительных взаимосвязей: между клиентом и водителем, водителем и Amazon, клиентом и Amazon.

Читайте материал по теме: Что потеряет общество, если бизнес перестанет быть уважаемым делом

Без всякого сомнения, подобные перемены в сфере доверия не обойдутся без трудностей. Обязательно возникнут новые проблемы, связанные с распределением рисков, ущемлением прав, разграничением ответственности. Для того чтобы их преодолеть, потребуется не просто установить новые нормативные и юридические механизмы, но и начать по-новому мыслить на уровне самих организаций. И это неизбежно, потому что доверие свойственно человеческой природе, оно лежит в основе человеческих взаимоотношений. Возможно, современные технологии не являются главной причиной подрывных процессов, происходящих на рынке. Быть может, они всего лишь инструмент, который способствует переходу доверия от институтов к обычным людям.

Эта публикация входит в серию материалов, написанных участниками и докладчиками седьмого Global Drucker Forum, который пройдет с 5 по 6 ноября 2015 года в Вене. Тема форума: «Возвращение к человечности — проблемы управления в цифровом веке».

Читайте по теме: