Почему уходят основатели | Большие Идеи

・ Стартапы
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему
уходят основатели

И чем за это расплачиваются компании

Почему уходят основатели
unsplash.com/@vheath

читайте также

Воспитанные девочки ничего не просят

Бэбкок Линда,  Лашевер Сара,  Мишель Гельфанд,  Смолл Дебора

Что делать, если вы не согласны со своим боссом

Джозеф Гренни

«Для победы над бедностью нужно каждый год инвестировать $2 трлн»

Книги

Никольская Вера подготовила

Стартапам важно, какое впечатление они производят на инвесторов, потенциальных клиентов и другие группы интересов. В случае ухода основателя они стараются замять произошедшее. Исследователи попытались разобраться, что заставило основателей покинуть свое детище и как это влияет на компанию. Ученые проанализировали 10 уходов: пять происходили «по взаимному согласию» и еще пять «со скандалом» — как следовало из материалов компаний и бесед с ушедшими и оставшимися основателями, а также с инвесторами, менторами и сотрудниками.

Во всех случаях триггером ухода основателя были обвинения, связанные с неважными показателями бизнеса. В ряде случаев последовали конфликты с другими основателями — и далее раскол коллектива или вовлечение в разборки инвесторов или других внешних игроков. Чем теснее основатель был связан с компанией на эмоциональном уровне, тем выше оказывалась вероятность ухода «со скандалом».

Краткосрочные результаты компаний-стартапов показывали четкую зависимость от уровня враждебности уходящего. В случае спокойного (даже недобровольного) ухода основатель сохранял профессиональное лицо и связи с коллективом. Он обсуждал условия выхода из бизнеса с учетом не только своих интересов, но и благополучия фирмы, позволяя той успешно развиваться. Негативный же уход сопровождался нескончаемыми переговорами и сутяжничеством, стрессом и неопределенностью, которые часто на много месяцев замедляли развитие компании и снижали вовлеченность оставшихся сотрудников.

Впрочем, и в этом случае компания приобретала ценный опыт, корректировала свои процессы и структуры, училась подбирать новых людей осмотрительнее во избежание будущих конфликтов. «Основатели должны отчетливо и открыто донести свои ожидания по эффективности до коллег и убедиться, что все… способны и готовы реализовать эти ожидания», — утверждают исследователи. По их гипотезе, «понять динамику в коллективе стартапов лучше всего помогает метафора романтических отношений».