Почему иммигранты чаще становятся предпринимателями | Большие Идеи

・ Тренды
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему иммигранты чаще
становятся предпринимателями

Что говорят исследования о стремлении выходцев из других стран к созданию новых бизнесов

Автор: Петер Вандор

Почему иммигранты чаще становятся предпринимателями
Фото: Carlina Teteris/Getty Images

читайте также

Ничего кроме правды

Джентайл Мэри

«Увольняться или нет?»: шесть признаков, которые помогут найти правильный ответ

Джон Коулман

Переговоры на эмоциях

Джулианна Пиллемер,  Лири Кимберлин,  Уилер Майкл

Как сделать хороших клиентов еще лучше

Карлотти Стив,  Мур Денис,  Эдди Юн

Если вам уже повезло пройти вакцинацию от COVID-19, скорее всего, вы можете сказать спасибо иммигранту. Компании Pfizer, BioNTech и Moderna прокладывали путь вперед в области исследований мРНК-вакцин, а учредителями или соучредителями всех этих компаний были иммигранты*.

Эти яркие примеры стали отражением более масштабной тенденции. Исследование 2012 года показало, что в большинстве из 69 проанализированных стран иммигранты чаще, чем местные жители, создавали новые компании. В США, где уроженцы других стран в целом составляют 13,7% населения, среди самозанятых иммигрантов насчитывается 20,2%, среди основателей стартапов — 25%. По данным исследования Национального фонда американской политики 2018 года, иммигранты были учредителями или соучредителями 55% компаний-единорогов в США (компаний, стоимостью более $1 млрд).

И все же остается не до конца понятным, почему так много иммигрантов берут на себя риски создания компании. В более ранних исследованиях это явление увязывали с факторами страны пребывания, такими как дискриминация на рынке труда, избирательная иммиграционная политика и наличие особых возможностей в регионах с высоким миграционным притоком населения.

Я в своем недавнем исследовании проанализировал менее очевидные предпосылки к предпринимательству среди иммигрантов, а именно, личностные особенности, влияющие на самоотбор. Решения об эмиграции и создании собственного бизнеса связаны с высоким риском. Все группы предпринимателей сталкиваются с угрозой неудачи. Как показало исследование в нескольких странах ОЭСР, лишь 60% стартапов существуют больше трех лет и только 40% — больше семи. А иммигранты несут еще и существенные риски, связанные с безработицей или отсутствием полноценной работы,  ксенофобией и психологическими травмами.

Я предположил, что люди с высокой толерантностью к риску чаще могут находить возможными добровольную эмиграцию и создание собственного дела. Поэтому я заключил, что иммигранты по сравнению с остальными с большей вероятностью могут основать собственное дело именно из-за готовности идти на риск, благодаря которой они изначально решились уехать из своей страны. Чтобы проверить эту гипотезу, я провел лонгитюдное исследование среди студентов инженерных и предпринимательских программ в двух австрийских университетах. В 2007 году я опросил 1,3 тыс. учащихся об их отношении к рискам и о намерениях или конкретных планах создания собственного бизнеса и переезда в другую страну. Спустя 12 лет на втором этапе в социальных сетях я опросил 360 человек из первой выборки и выяснил, как развивалась их карьера после проведения первого исследования.

Результаты подтвердили мою гипотезу: студенты с высокой степенью склонности к риску значительно чаще остальных планировали переезд в другую страну и создание собственного бизнеса и к 2019 году осуществляли свои планы. Более четверти бывших студентов уехали из страны, и многие стали предпринимателями. В проанализированной выборке среди тех, кто остался в стране, собственную компанию один или несколько раз открыли 19% бывших студентов, а среди тех, кто эмигрировал и обосновался в другой стране, таких насчитывалось 29%. Среди тех, кто уехал, но впоследствии вернулся в Австрию, показатель был еще выше: за охваченный исследованием 12-летний период собственное дело открыли 43%.

Статистический анализ подтверждает, что высокая склонность к риску существенно повлияла на результаты, даже когда мы проконтролировали факторы возраста, пола, наличия опыта в бизнесе и другие переменные. Кроме того, выяснилось, что эффекты самоотбора могут распространяться и на другие личностные качества, связанные с успехами в предпринимательстве и на рынке труда. Данные показывают, что опрошенные с мотивацией к высоким результатам (склонностью ставить амбициозные цели и достигать их) с существенно более высокой вероятностью уезжали из страны и планировали на каком-то этапе заняться бизнесом.

Из этого можно вывести прямые следствия для инвесторов и разработчиков государственной политики. За последние годы некоторые венчурные капиталисты, например Unshackled Ventures и OneWay Ventures, учредили фонды, работающие исключительно с проектами, в которых основателями или сооснователями выступают предприниматели-иммигранты. Помимо поддержки стартапов они предлагают специальные услуги для предпринимателей-иностранцев, в том числе визовую и юридическую поддержку. Инвестиционный расчет здесь прост, и его очень подтверждают результаты моих исследований. Как отмечают в OneWay Ventures, благодаря эффекту самоотбора, «основатели-иммигранты имеют конкурентное преимущество в создании значимых глобальных проектов».

С точки зрения государственной политики, из этого можно сделать вывод, что работа с предпринимательским потенциалом иммигрантов не ограничивается малой выборкой иностранных учредителей с уже сложившимися проектами, на которую ориентированы многие предпринимательские визовые программы и с которой работают агентства по поддержке инвестиций. Государственная политика должна быть направлена еще и на начинающих предпринимателей из числа иммигрантов: им важно помогать с финансированием, подготовкой, рабочими пространствами и предлагать сопровождение в административных процедурах, связанных с созданием собственного дела в стране пребывания.

В странах, где миграционный отток населения превышает приток, эффект самоотбора создает определенные сложности; уезжающие за рубеж предпринимательские кадры становятся частью проблемы «утечки мозгов». Страна происхождения тоже получает преимущества в результате предпринимательской деятельности тех, кто эмигрирует за рубеж, за счет торгового оборота и денежных переводов, но это не создает новых рабочих мест и производных экономических эффектов, которые возникают в стране пребывания. И все же нет худа без добра. Можно отметить, что возвращающиеся на родину эмигранты составляют наиболее активную предпринимательскую группу в выборке исследования, и здесь во многом сказывается наработанный за рубежом навык поиска новых возможностей, а также преимущества знакомой среды по возвращении. Успешные государственные программы в Китае, Сенегале, Мексике и на Филиппинах показывают, что страна происхождения может использовать высокий потенциал этой группы за счет оказания адресной поддержки предпринимателям.

Социальные эффекты подобной политики могут быть очень существенными. Предпринимательство может открывать для иммигрантов и возвращающихся мигрантов перспективы вертикальной мобильности и интеграции. Мало того, оно способствует созданию новых рабочих мест и инновациям в обществе. Оно может даже создавать возможности для разработки нового типа вакцины для борьбы с глобальной пандемией.

*Компания Pfizer была основана в США иммигрантами из Германии Чарльзом Пфайзером и Чарльзом Эрхартом. Соучредителем BioNTech в Германии стал иммигрант из Турции Угур Шахин. Соучредителем компании Moderna в США стал иммигрант из Ливана Нубар Афеян.

Об авторе

Петер Вандор (Peter Vandor) — старший аналитик Центра социального предпринимательства в Венском университете экономики и бизнеса.