Что делать, если коллеги заражают вас стрессом | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что делать, если коллеги заражают
вас стрессом

Как сохранять спокойствие, когда вокруг все нервничают

Автор: Ребекка Найт

Что делать, если коллеги заражают вас стрессом
Фото: Nikko Macaspac / Unsplash

читайте также

Искусство быть смелым

Риардон Кэтлин

Опыт предпринимательства приносит проблемы с соблюдением сроков

Эми Микер

На стыке биометрии и сервиса

Виртц Йохен,  Эраклеус Лизос

Опыт Zappos: без среднего менеджмента никак не обойтись

Джим Уайтхерст

Эмоции заразны. Этот феномен хорошо известен. Когда вы работаете с жизнерадостными и позитивными людьми, вы, скорее всего, чувствуете себя так же. Верно и обратное: если ваши коллеги пребывают в постоянном стрессе, вы тоже будете страдать. Можно ли избежать такого вторичного стресса? Как дистанцироваться от эмоций ваших коллег, при этом не отвергая их? Должны ли вы пытаться улучшить их состояние? Что говорят эксперты Начнем с плохого: вторичный стресс почти неизбежен. «Мы живем в сверхсвязанном мире, а это значит, что мы гораздо больше подвержены риску негативного социального заражения, чем в других периодах в истории», — говорит Шон Ачор, лектор, исследователь и автор книги «Преимущество счастья». «Вербальные, невербальные, письменные сообщения — все продуцирует вторичный стресс, а это значит, что мы можем волноваться, даже когда пользуемся мобильным телефоном», — считает эксперт. Но есть и хорошие новости: мы совсем не беспомощны, считает Сьюзан Дэвид, основательница Института коучинга в больнице Маклин и автор книги «Эмоциональная гибкость». «Есть множество особых навыков, которым можно обучиться. Чтобы бороться со вторичным стрессом, можно использовать определенные практики поведения и кое-что изменить», — говорит она. Вот несколько примеров. Определите источник стресса Прежде чем вы начнете борьбу со «вторичным» стрессом, вам надо осознать, что иногда стресс бывает полезным, говорит Дэвид. «Без определенного уровня стресса немыслимы ни значимая карьера, ни семья, ни лидерство, ни изменения в организации. Когда кто-то из членов вашей команды испытывает напряжение, Дэвид советует «попытаться понять, что на самом деле происходит», а не испытывать «стресс из-за их стресса». Попросите их описать, что они чувствуют. «Узнайте, волнуются ли они из-за того, что не справятся с рабочей нагрузкой, или их тревога не связана с чем-то конкретным, — добавляет Дэвид. — Когда люди точно определяют свои эмоции, они с большей вероятностью распознают источник стресса и как-то с этим справляются». Предложите помощь Вполне понятно, что во время разговора с перегруженным и утомленным коллегой вы и сами можете начать нервничать. Однако, говорит Ачор, вы можете контролировать свои эмоции, сопереживая собеседнику. «Выражая сострадание по поводу беспокойства человека и затем вовлекая его в позитивный разговор (для решения проблемы или просто для переключения внимания), мы часто положительно влияем на него, вместо того, чтобы позволять ему негативно влиять на нас», — объясняет эксперт. Дэвид соглашается, что способность на кого-то влиять работает в обе стороны: «Вы, как и остальные, делаете все, что можете, используя те навыки и ресурсы, которые вам даны». Поэтому проявляйте участие, спросите ваших коллег: «Могу ли я что-нибудь сделать, чтобы помочь вам с проектом? Стоит ли нам что-то обсудить, чтобы отыскать более конструктивное решение?» Отдохните от некоторых коллег Ачор признает, что не всегда легко быть сострадательным к пессимистам. Когда вы чувствуете, что кто-то начинает плохо влиять на вас, вы можете «предпринять стратегическое отступление» и ограничить коммуникацию с коллегами, которые вызывают у вас тревогу. «Изолируйте их» от вашей рабочей жизни как можно дольше — «до тех пор, пока вы не окрепнете», советует Ачор. Дэвид соглашается: если ваши беседы с некоторыми коллегами, как правило, «фокусируются на стрессе или негативе в организации», имеет смысл ненадолго отступить. «Определите, какие контакты приносят вред», — советует она. Культивируйте оптимизм Еще одна стратегия против борьбы с «заразным стрессом» — окружать себя позитивными людьми, говорит Ачор. Позитивные эмоции бывают такими же заразными, как и негативные. Постарайтесь содействовать оптимизму в коллективе. «Большинство людей совершает ошибку, пытаясь исправить самых тревожных и негативных людей в офисе», — замечает Ачор. Вместо этого он рекомендует быть образцом для подражания, распространяющим оптимизм для «людей посередине, которые могут стать либо позитивными, либо негативными». Таким способом вы «изменяете социальный сценарий» в сторону оптимизма и повышаете «мощь позитивных сил» в рабочей среде. Ваша цель — «создать атмосферу, в которой люди, находящиеся в пограничном положении», смогут поверить в организацию, говорит Дэвид. Вы не должны терпеть ситуацию, когда «стресс одного человека становится единственным голосом в вашем окружении». Помните о комплексном подходе По словам Дэвид, даже когда вы справляетесь с работой, она может быстро стать источником тревоги, «если все вокруг вас испытывают стресс» и дают вам об этом знать. «Люди часто рассказывают о своих списках неотложных дел. Например, "я должна пойти на эту встречу", или "я должен ответить на звонок клиента"», — говорит она. Причитать о большом надвигающемся списке дел — все равно что выпрашивать медаль за доблесть, отмечает эксперт. По ее мнению, такие жалобы обычно бывают заразными. Распределяя рабочую нагрузку по таким спискам, вы «создаете вокруг себя тюрьму», считает Дэвид. Она рекомендует превратить ваши «обязательные» дела в «желательные». «Например, скажите себе ''мне важно сотрудничество, и я хочу пойти на встречу, потому что это приближает меня к цели''. Или ''мне важно создать продукт высокого качества для моего клиента, поэтому я хочу ответить на звонок''. Это мощная перестройка для людей, на которых влияет вторичный стресс», — говорит она. Подумайте о «ваших карьерных целях» и «объедините ваши обязанности с чем-то позитивным». Заботьтесь о себе (и помогите другим сделать то же) Один из лучших способов борьбы со стрессом (как со вторичным, так и с первичным) — это грамотная забота о своем здоровье. Правильное питание, физические упражнения и сон очень важны для того, чтобы не подпускать стресс к себе. Настолько же важно практиковать и чувство благодарности, говорит Ачор: «Совет думать о вещах, за которые вы признательны, звучит как банальность, однако это создает запас позитивных эмоций, которые помогают вам нейтрализовать и уравновесить любой негатив, с которым вы в какой-то момент обязательно столкнетесь». Вы также обязаны делиться тем, чему научились, добавляет он. Ачор удивлен тем, что менеджеры, которые рассказывают ему о «позитивных моментах, занятиях йогой или медитацией» никогда не делятся этим с членами команды, которых пытаются мотивировать. Это выглядит как насмешка, считает он: «Если у вас есть хорошая привычка, которая вам помогает, расскажите о ней всем». Что делать

  • Проявите сострадание к вашим встревоженным коллегам. Вместо того чтобы поддаться тревоге, спросите, чем вы можете помочь.

  • Окружите себя позитивными людьми, чтобы извлечь выгоду из их уверенности, оптимизма и счастья.

  • Когда это необходимо, «отдыхайте» от негативных коллег.

Чего не делать