Почему люди лгут на работе | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему люди лгут
на работе

Три причины, по которым вам говорят неправду

Автор: Лиз Кислик

Почему люди лгут на работе
Фото: delectus/Getty Images

читайте также

Преодолеть разрыв: 12 стратегий для бизнеса в расколотом обществе

Георг Келл ,  Лиса Куинлан,  Мартин Ривз,  Матье Лефевр

«Аналитик, как правило, чувствует себя униженным»

Кайзер Фунг

Не делайте ваш бренд похожим на другие

Дениз Ли Йон

Как выбрать первую работу

Эллисон Шрагер

Руководители рассчитывают, что члены команды будут говорить им правду: вам нужно принимать продуманные решения и быть уверенным, что вы знаете, что происходит. Большинство в ответ на ваше доверие действительно говорят вам правду (иногда немного приукрашивая ее в свою пользу). Но иногда приходится иметь дело с сотрудником, который слишком искажает истинное положение дел или откровенно лжет. Это одна из самых сложных ситуаций, с которыми может столкнуться менеджер, так как он не может точно знать, что происходит в действительности, или говорит себе, что, должно быть, ошибается.

Даже когда у вас есть конкретные доказательства лжи, с этим сложно что-то сделать. В детстве нас учат, что врать нехорошо и нечестно. Вы можете испытывать обиду, что другой человек вам не доверяет, или сердиться, что вами манипулируют и злоупотребляют вашим расположением. После того, как вы справитесь со вполне понятной обидой и злостью, нужно понять, что вы можете сделать, чтобы попытаться исправить ситуацию и не потерять веру во всех членов своей команды и собственную способность руководить ими.

Чтобы выбрать самый эффективный подход, для начала стоит предположить, что у сотрудника было положительное намерение, и постараться понять, почему он предпочел солгать. Поняв, чего пытается добиться работник с помощью лжи, вы сможете решить, как поступить. Ниже приведены три наиболее типичных причины лжи подчиненных, которые я наблюдала за десятки лет работы консультантом, и советы, что делать с ними.

Они боятся кого-нибудь расстроить или спровоцировать конфликт

Некоторые сотрудники боятся, что вы или другие коллеги негативно отреагируют на правду. Они чувствуют личную причастность и боятся, что их слова приведут к отрицательным результатам для них самих или для вас. Они хотят быть уверены, что вы не разочаруетесь в них и не будете им выговаривать. Например, я работала с вице-президентом, который организовывал новое подразделение компании и искажал показатели, так как поставленные командой руководства планы не выполнялись. Он, по его собственному признанию, не хотел никого подводить или «создавать проблемы».

Если работники боятся, что у них будут неприятности, ваша задача — обеспечить психологическую безопасность и поощрять говорить правду. Это не означает отсутствие последствий. Но вам нужно разъяснить: они помогают вам выполнять вашу работу, когда честны с вами, и сильно осложняют вашу задачу и создают для вас риски, когда лгут, поэтому вы предпочитаете услышать реальную правду в том виде, в каком они ее понимают, даже если это не то, на что вы рассчитывали. Вы можете, например, сказать: «Я хочу быть уверен, что могу полагаться на вас и ваши данные». Или: «Мне легче выполнять свою работу, когда я знаю правду, даже если она неприятна».

Работая с вице-президентом над организацией нового подразделения, я направляла его так: «Когда вы пытаетесь скрыть, что реально происходит, я не могу максимально улучшить ситуацию. Я должна верить тому, что вы говорите мне, подумайте и отвечайте уверенно — тогда я пойму, какие у нас есть варианты, и мы сможем работать вместе над поиском решения».

Они не хотят обнаружить свои недоработки

Иногда люди взваливают на себя слишком много и не знают, как выпутаться. Они стараются выглядеть более эффективными, чем есть на самом деле, или замаскировать собственную некомпетентность и отсутствие успеха. Часто они не могут понять, почему не добиваются его и как исправить ситуацию. Недостаточно просто выявить ложь, так как лежащая в ее основе некомпетентность никуда не денется и отрицательные результаты будут говорить сами за себя. Подумайте, могут ли какие-либо структурные изменения снизить для них риск ошибок, чтобы они не оказались в ситуации, которую не смогут контролировать. Это может избавить их от необходимости лгать.

Например, вы можете изменить сроки предоставления информации или результатов, чтобы у человека было больше шансов все сделать правильно, или предоставить ему обучение и консультации, чтобы он эффективно выполнял свои задачи и у него не было необходимости скрывать правду. Из-за своей неорганизованности старший директор некоммерческой организации спровоцировал несколько ошибок и недоразумений, которые привели к накладкам с планами и графиком размещения информации о нескольких программах и мероприятиях. Он боялся, что его будут обвинять, и лгал коллегам о своих ошибках. Поскольку он профессионально владел другими аспектами своей работы, команда руководства пересмотрела его обязанности, чтобы он больше не отвечал за уведомления о мероприятиях и ему не приходилось так часто говорить неправду и выкручиваться.

Они преследуют какие-то личные цели

И, наконец, у некоторых сотрудников имеются личные цели, например продвижение по служебной лестнице, которого, по их мнению, они не могут добиться честно с помощью хорошей работы. С такими работниками иметь дело еще сложнее, так как их ложь часто направлена на подрыв доверия к другим членам команды. Уличив их во лжи, вы можете подтолкнуть их к тому, что они станут еще старательнее лгать, и тогда ответственность за то, чтобы защитить других членов команды от репутационного ущерба, ляжет на руководителя.

В одной из организаций-клиентов старший администратор умело пускала в ход манипуляции и делала обезличенные неопределенные замечания, чтобы выставить в негативном свете своих коллег. Несколько инициатив забуксовали, так как ее коллеги, в конце концов, поняли, что происходит, и стали избегать сотрудничества с ней. Она же продолжала создавать атмосферу недоверия, обвиняя других в том, что они отказывались с ней работать. В подобной ситуации структурные изменения не смогут уменьшить потребность лжеца во лжи.

Я посоветовала ее начальнику четко обозначить, какое поведение является неподобающим и каковы будут его последствия: «Вредить репутации коллег неприемлемо. Мне хотелось бы знать, что вас беспокоит, но вы должны понимать, что, если будете продолжать подставлять людей, я не смогу вам доверять, даже если в остальном я доволен вашими результатами».

Обязательно зафиксируйте поведение лгущего сотрудника и вашу обратную связь, чтобы у вас, по крайней мере, была ваша личная запись. Если вы имеете дело с человеком, лгущим постоянно, возможно, это стало его привычкой, от которой трудно избавиться. Даже если он на какое-то время откажется от нее, то, оказавшись в ситуации стресса, он, вероятно, снова солжет, потому что для него это привычный выход из положения. В этом случае, если неверная информация, полученная от человека, приведет к принятию неудачного решения или подрыву отношений, вам придется расстаться с ним. Кроме того, вы не можете позволить, чтобы другие члены команды думали, что вы будете мириться с культурой лжи, которая обречет вас на новые распри, ошибки в работе и повышенную текучесть кадров.

Но если вы сможете поймать небольшую неправду быстро, исправить ее и изложить нормы корректного поведения или реструктурировать вознаграждения и процессы, возможно, вам удастся изменить поведение начинающего лжеца. Тем самым вы спасете отношения между сотрудниками и продемонстрируете команде, что защищаете безопасность и продуктивность каждого.

Об авторе

Лиз Кислик (Liz Kislik) помогает компаниям, входящим в список Fortune 500, а также некоммерческим организациям и семейному бизнесу решать их самые сложные проблемы. Преподает в Нью-Йоркском университете и Университете Хофстра.