Хотите поменяться — заведите дневник | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Хотите поменяться —
заведите дневник

Нужны всего лишь такие мелочи, как дневник и рутинная работа.

Автор: Хараламбос Влачоуцикос

Хотите поменяться — заведите дневник

читайте также

Четыре мифа о молчании

Беррис Итэн,  Детерт Джеймс,  Харрисон Дэвид

Четыре приема, которые помогут ответить даже на самые непростые вопросы

Кэролайн Уэбб

Остановить безумие совещаний

Констанс Нунан Хадли,  Лесли Перлоу,  Юнис Юн

Скажите «нет» неподходящим просьбам и дедлайнам

Элизабет Грейс Сондерс

Жан-Клод, французский менеджер, назначенный западным инвестором на должность главы отдела по продажам в совместном производстве в Румынии, столкнулся с противодействием со стороны местных менеджеров по продажам — своих подчиненных. Результаты оказались ниже запланированных, и Жан-Клод без колебаний решил, что все дело в его коллегах.

«Руководство компании попросило меня разобраться, что идет не так, и первое, что пришло мне в голову», — посетить еженедельное собрание менеджеров под руководством Жана-Клода. Мне потребовалось примерно пять минут, чтобы разобраться, в чем проблема.

Хотя Жан-Клод, разговаривая со своей командой, был вежлив и соблюдал все необходимые приличия, выражение, с которым он говорил, наводило на мысли о потягивании лимонного сока без сахара. То, что он говорил, полностью нивелировалось тем, как он это делал.

Беседа с Жанной, одной из менеджеров по продажам, подтвердила мою догадку. «По взгляду, которым он нас одаривает, вполне понятно, что ему безразлично все, что мы говорим», — отметила она. «Почему бы кому-то не рискнуть начать разговор?» — ответил я.

Когда на следующий же день я снова встретился с Жаном-Клодом, я сообщил ему о проблеме, стараясь быть максимально тактичным и деликатным. Он был поражен и поблагодарил меня за предупреждение. И на следующем собрании он трудился в поте лица над тем, чтобы улучшить то впечатление, которое производила его «кислая» внешность: бросал пару улыбок и даже отколол шутку.

Читайте материал по теме: Как чересчур требовательным лидерам поладить с остальными

Тем не менее продолжать в том же духе ему было явно сложно, и он нуждался в определенном тренинге, в чем я и постарался ему помочь в ходе тех трех месяцев, пока я изучал деятельность компании. Работая с ним, я постепенно стал осознавать, что за его «кислой миной» в той или иной степени скрывается неуверенность в себе и, акцентируя свое внимание на его сильных сторонах, я пытался помочь ему больше доверять себе — и это действительно помогло.

Кроме того, я порекомендовал отказаться от прежних привычек — и это стало одной из целей его личностного роста. Я пояснил, что для этого нужен четкий план, подразумевающий определенное поведение как в вербальном, так и в невербальном общении. Оно включает как положительные реакции (например, улыбка или благодарность человеку), так и отрицательные (например, «залипание» на экране смартфона или постоянное обрывание мыслей своего собеседника). Жан-Клод должен был отслеживать свои эмоции в момент негативного поведения, например, тогда, когда чувствовал злость или был чересчур подозрительным или когда ощущал себя оскорбленным или униженным.

Читайте материал по теме: Как победить внутреннего хомяка

Первые три месяца он вел самый настоящий дневник. Он создал таблицу с тремя столбцами по категориям: позитивные (повышающие качество его общения с другими), негативные (подрывающие контакт) и эмоции, вызываемые негативным поведением. Он решительно взялся за дело и каждый раз, общаясь с людьми, он доставал свой список и при каждом разговоре отмечал в нем, как он себя вел и те эмоции, которые испытывал. Каждые две недели мы садились за стол и проверяли эти записи.

Такой способ вести ежедневные записи и вносить туда данные о стиле общения и своих эмоциях, а потом обсуждать это со мной помог Жан Клоду лучше понять себя и, как следствие, лучше себя контролировать. И судя по этому дневнику, он стал чаще испытывать положительные эмоции и вести себя намного спокойнее.

Я наблюдал за ним и видел, какой огромный прогресс он совершил. Я частенько бывал с ним на встречах и общался с его коллегами, чтобы понять, какое впечатление он производит на людей. Уже спустя несколько недель после того, как Жан-Клод завел свой дневник, отзывы о нем от отдела продаж кардинально поменялись в лучшую сторону. Как сказала мне Жанна за очередной чашкой кофе спустя шесть недель нашей совместной работы с Жан-Клодом: «Я совсем не узнаю этого парня».

Вот как происходят перемены в человеке: нужны всего лишь такие мелочи, как дневник и рутинная работа, а небольшой толчок и легкое периодическое подбадривание приведут в совокупности к значительному положительному результату.

Читайте по теме: