«В месте, где должно быть милосердие, у нас все время пустота» | Большие Идеи

・ Дело жизни

«В месте, где должно быть милосердие, у нас все
время пустота»

Интервью с Авдотьей Смирновой

Автор: Анна Натитник

«В месте, где должно быть милосердие, у нас все время пустота»
Фото: Игорь Мухин

читайте также

«Будет хуже, чем в 2008 году, но это не конец»

Юлия Фуколова

Необязательно делать гибкий рабочий день официальной политикой компании

Скотт Бисон

Почему благих намерений недостаточно для эффективного сотрудничества

Рон Ашкеназ

Татьяна Зонова. Справедливо ли равновесие сил?

Евгения Чернозатонская

Авдотья Смирнова — сценарист и режиссер; недавно на экраны вышел ее фильм «История одного назначения». Шесть лет назад Авдотья серьезно занялась благотворительностью. За эти годы фонду «Выход», который она основала, удалось существенно изменить отношение общества к людям с расстройствами аутистического спектра.

HBR — Россия: Как бы вы ответили на вопрос «Кто такая Авдотья Смирнова?»

Смирнова: Сценарист, режиссер, благотворитель. Наверное, в такой последовательности.

Начнем с конца. Как вы пришли в благотворительность?

Моя подруга Люба Аркус четыре года снимала документальный фильм «Антон тут рядом» про юношу с аутизмом Антона Харитонова. Поскольку судьба его была очень драматична — в ходе съемок выяснилось, что у его мамы неизлечимый рак, потом она умерла, — все друзья Любы вовлеклись в судьбу Антона. Мы перезнакомились с родителями детей с аутизмом и поняли, что для таких детей в стране нет вообще ничего. Их как будто не существует. Мы решили им помогать — и пустились в эту авантюру.

Есть здесь и личная история. Я много лет чувствовала, что живу неаккуратно, «в одно рыло». Что помогаю периодически, не ясно, по какому принципу — кому-то помогаю, кому-то нет — что откупаюсь от чужого горя.

Вы всегда стремились помогать людям?

Не всегда. Все началось лет в 35. Появилось ощущение, что надо что-то делать — а ты занят собой, своей жизнью, своими амбициями. В этом есть что-то неправильное. С того момента, как мы с подругами создали фонд, жить стало гораздо легче.

Пропало чувство, что вы что-то не доделываете?

Пропало, во-первых, глубокое отвращение к себе, во-вторых — занятость собой. Мне стало некогда думать, какая я: хорошая или плохая, правильно я живу или нет, — появилась масса других предметов для размышлений, куда более существенных, чем я сама.

Эта работа совершенно удивительная, ни на что не похожая. Ты попадаешь в зависимость от нее — я уже не могу представить себе жизнь без фонда. Голова встает на место: когда встречаешься с настоящим человеческим горем, приходишь в себя и понимаешь, что твое горе — не горе.

Поскольку мы занимаемся специфическим видом благотворительности — не адресной помощью, а проектной, — мы играем вдолгую и результат будет виден нескоро. В такой ситуации невозможно душевно развратиться и успокоиться, сочтя себя хорошим человеком. Перед тобой все время такой небоскреб проблем, ты на его фоне такой маленький, у тебя такие небольшие результаты (а большие — так далеко), что нет соблазна «впасть в прелесть». А вот в отчаяние впадаешь: грех уныния часто настигает благотворителя. Но когда перед глазами родители этих детей, живущие в режиме подвига, унывать стыдно. Это очень воспитывающая работа, она форматирует человека. Кроме того, в ней много игры ума, интеллектуальных вызовов.

Какого рода интеллектуальные вызовы встают перед благотворителями?

Приведу примеры. Два года назад я была на большой конференции по аутизму в Америке, которую устраивал фонд «Autism Speaks». В ней участвовали 49 стран. Я задала вопрос: «В каких еще странах отцы детей с аутизмом уходят из семей?» Подняли руки представители государств, которые называют низкоресурсными, — где с аутизмом начали работать недавно, где острый дефицит методик, специалистов и т. д. Мы решили узнать, как остальным странам удалось решить эту проблему. Выяснилось, что там работали через спорт. Неожиданно! В Мексике, например, родители пришли к национальной футбольной команде — та оделась в синий цвет и 2 апреля, в Международный день информирования об аутизме, обратилась к отцам. В Канаде действовали через национальную хоккейную команду. В обеих странах это принесло огромные плоды. Мы поняли, что уход отцов — не наша национальная особенность и с ней можно бороться, прикладывая интеллект.

Еще один интеллектуальный вызов — научиться взаимодействовать с государственными чиновниками. Оказывается, и в этом вопросе нет национальной специфики. В Америке его решила одна героическая мама, у которой из троих детей двое — с аутизмом. Благодаря ей в США аутизм стал страховым случаем — он покрывается государственной страховкой почти во всех штатах. А начинала она с одного штата. Когда я спросила ее, что родителям надо делать в первую очередь, она ответила: «Брать детей с собой». Я удивилась: чиновники будут пугаться. «Совершенно верно, — согласилась она, — будут пугаться, говорить ''Уберите вашего ненормального''. А вы будете держать ребенка. И они увидят, что вы с этим ребенком живете. Это все меняет».

Наша работа — это работа по социальному проектированию, по изменению настроя в обществе, в которой есть не только эмпатическая, милосердная, нравственная составляющая, но и творческая, и интеллектуальная.

Взаимодействие с чиновниками — дело непростое. Как вы справляетесь?

Любой системный благотворитель вынужден работать с государством — без этого никуда. Так что приходится учиться разговаривать с чиновниками на их языке, находить компромиссы, видеть, что эти люди — не популяция инопланетян, заброшенная к нам из другой галактики, а твои соотечественники, такие же, как ты. Среди них такое же количество дурных и равнодушных и, наоборот, сочувствующих и помогающих, как везде. Общение с государством воспитывает.

Чего вам удалось добиться за шесть лет работы фонда?

Когда мы начинали, в стране был один класс для детей с аутизмом, и то в коррекционной школе. Сейчас их больше 30 — это только те, о которых мы знаем. Не было ни одного кинотеатра, в который могли бы прийти родители с ребенком с аутизмом. Сейчас они есть, причем не только в Москве, но и в Белгороде, в Иваново, Самаре, Калининграде, Новосибирске. Сотрудники этих кинотеатров прошли специальный тренинг. Не было ни одного музея, который бы не просто пускал человека с инвалидностью, но и знал, как его принимать, что с ним делать и т. д. Сейчас инклюзивные программы для людей с аутизмом есть в ГМИИ им. Пушкина, «Гараже», Экспериментаниуме, Царицыно, музее Русского импрессионизма. Родители были разрознены. Сейчас они объединяются в ассоциации, учатся защищать свои права, права детей. Не было ни одного случая, когда в 18 лет диагноз «ранний детский аутизм» не сменили бы на «шизофрению», а теперь есть. Раньше прикладным анализом поведения, необходимым для терапии низкофункциональных неречевых детей с аутизмом, занималось несколько специалистов, ни один из которых не работал в государственной системе. Теперь благодаря нам переведен главный учебник по этой дисциплине, издан еще десяток учебников — и по ним учатся люди, которые будут работать в системе государственного школьного и дошкольного образования. В масштабах огромной страны это, вроде бы, капля в море. Но если сравнивать с нулем — с тем, что было шесть лет назад, это уже что-то.

Самое главное — слово «аутизм» стало звучать. От нас перестали отмахиваться. В первые годы заполучить журналиста и поговорить об аутизме было почти невозможно. Сейчас у всех центральных каналов сюжеты об аутизме заранее стоят в верстке на 2 апреля. Уровень вопросов журналистов существенно вырос. Даже не понятно, как с такой скоростью все изменилось.

Отношение в обществе к людям с аутизмом изменилось?

Смотря с чем сравнивать. Если с Израилем, США или Скандинавией, то мы находимся в неолите. Но если со вчерашними нами — то, конечно, меняется. Люди стали более лояльными. Откуда берется «уберите вашего дебила от моего ребенка — он его заразит»? От неинформированности. Чем больше информируешь общество, тем меньше оно боится. Потихонечку, по чуть-чуть все меняется.

С какими проблемами сталкивается ваш фонд?

Основная проблема — сбор денег. Во-первых, потому, что мы не занимаемся адресной помощью: люди гораздо лучше откликаются, когда показываешь им фотографию ребенка, пишешь диагноз, говоришь, как он вылечится. А наши дети не вылечатся — они всю жизнь будут людьми с аутизмом. И объяснить жертвователям, почему нужно собрать деньги на обучающий семинар для педиатров детских поликлиник по распознаванию ранних рисков аутизма в Саратовской области, довольно трудно.

Во-вторых, фонд возглавляет жена Чубайса, поэтому первая реакция — «Что это я буду ей помогать? Пусть Чубайс помогает». Он помогает — содержит фонд, и благодаря ему ни копейки из денег жертвователя не тратится ни на аренду офиса, ни на зарплаты сотрудников, ни на издание печатной продукции. Но тут никакого Чубайса не хватит: по самым скромным подсчетам, детей до 18 лет с диагнозом «аутизм» в стране 300 тыс. — им нужно сопровождение на протяжении всей жизни. А ведь есть еще взрослые.

Вы хотите сказать, что семейное положение вам порой мешает?

Очень сильно. Мне есть что сказать по этому поводу, но жаловаться не буду. Мое положение изменилось: теперь мне нельзя жаловаться.

Давайте поговорим про кино. Что вы считаете критерием успеха? Когда вы понимаете, что фильм удался, состоялся?

«Успех фильма» и «фильм удался» — две разные вещи. Фильм удался, если получилось рассказать что задумано. Любой, кто занимается какими-то художествами, скажет, что разница между прекрасным сияющим образом, который пришел в голову, и тем, что удалось воплотить, — удручающая. Чем сильнее удается сократить этот разрыв, тем больше радости испытываешь.

А коммерческий успех картины для вас важен?

Если говорить о моем последнем фильме «История одного назначения» — очень важен, потому что половину денег на него я выпросила у друзей (половину дал муж). Это деньги близких мне людей, которые поверили в меня и согласились помочь. Мне бы очень хотелось их вернуть.

Но вообще для меня важнее всего успех зрительский, а не коммерческий: сколько человек картину посмотрело и сколько ее запомнило. Кино устаревает очень быстро. Редко какие фильмы люди с удовольствием пересматривают. Любой кинематографист радуется, если картина обретает зрителей, которые готовы ее посмотреть во второй или в третий раз.

Как снять фильм, который захочется пересматривать?

Нужно уважать зрителя. Не стоит считать его кретином и все ему разжевывать — иначе кино будет одноразовым. В фильме что-то нужно спрятать, что-то приглушить, оставить хвостик для мысли — чтобы, дернув за него, можно было размотать еще целую историю. Если ты как автор добросовестно играешь со зрителем, то есть видишь в нем партнера равного себе, он может вернуться. Во всех по-настоящему хороших картинах есть второй, третий слой. Даже легкую веселую комедию пересматриваешь, только если там есть второе дно. Хотя и к одноразовому кино я отношусь без малейшего презрения: бывают прекрасные картины на один просмотр.

Почему вы сейчас обратились к сюжету из жизни молодого Льва Николаевича Толстого?

Это очень современная история. Когда я прочитала ее в книге Павла Басинского «Святой против Льва…», я только о ней и думала — не могла дальше читать. Когда в коллизии 1866 года узнаешь сегодняшнее русское общество, расписанное по ролям, — это завораживает. Начинаешь думать, в чем дело, почему у нас ничего не меняется? Фильм я задумала в 2015 году — к сожалению, с тех пор он стал только более актуальным. Некоторые критики считают его публицистическим. Я этого не предполагала — терпеть не могу публицистику в кино и стараюсь ее избегать.

Мне хотелось показать, что XIX век — это не Каменный век, не Средние века. Это те же самые мы. Хотелось показать молодого Толстого, а не портрет старца в седой бороде. Нам кажется, что он родился с этой бородой, с этими бровями, в крестьянской рубахе. Нам все портит школа. Мы утратили умение радоваться тому, что мы относимся к меньшей части человечества, которая может читать Толстого на языке оригинала. Тому, что этот человек жил с нами в одной стране, думал на русском языке про нас, русских людей. Мы забыли, что он был юный, горячий, со страстями, с непростым характером, что его всю жизнь мотало. Что он был живой, а не «зеркало русской революции». Мне хотелось вернуть зрителю возможность посмеяться над Толстым, рассердиться на Толстого — вообще испытать по отношению к нему человеческие чувства. Вернуть его — нам. И вернуть нам XIX век, нас самих.

Так почему же у нас с XIX века ничего не изменилось?

У нас все время происходит пробуксовка в том месте, в котором закон должен приближаться к справедливости, а справедливость — к милосердию. Так было уже не раз: мы смягчаем законы (как в 1990-е и в первую половину 2010-х), а потом опять ужесточаем (как сейчас). Это отбрасывает нас назад. У нас проворачивается колесо — я не знаю, почему.

Хотя, мне кажется, попадая в одну и ту же коллизию, мы каждый раз ее проходим чуть мягче. Но изменения идут очень медленно. Не надо забывать, что Лев Николаевич Толстой жил в обществе, где никто, кроме него, не сомневался в необходимости смертной казни, — а мы живем в стране, которая уже давно приняла мораторий на смертную казнь. Это немаловажно. В 1866 году это даже не обсуждалось. Надо было быть Львом Толстым, чтобы поднять голос, — и на него смотрели, как на сумасшедшего. Сейчас у нас в обществе есть люди, которые считают, что смертная казнь необходима, а есть те, кто против. Между ними есть дискуссия, и никто друг друга не считает сумасшедшим. Так что сказать, что ничего не меняется вообще, нельзя. Но в месте, где должно быть милосердие, у нас все время пустота.

Развитие общества вы связываете с милосердием?

Со смягчением нравов. Нам это заповедовал наше все — Александр Сергеевич Пушкин устами Петра Андреевича Гринева в «Капитанской дочке»: «Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов…». И это касается как благотворительности, так и темы моей последней картины — я в это глубоко верю.

Как вы считаете, оказывает ли искусство — в данном случае кинематограф — влияние на нравы?

Конечно. Иначе человечество с таким азартом не занималось бы искусством.

Почему, по-вашему, люди занимаются искусством?

Человек — это единственный вид, который догадался о своей смертности. Мысль о смерти настолько страшна, что мы делаем все возможное, чтобы от нее отвлечься. Поэтому ни один биологический вид столько себя не развлекает, сколько мы.

В 2014 году вы говорили, что мы «находимся в сантиметрах от общественного конфликта». А сейчас?

Мы уже в нем. Сейчас мы живем не столько в жестоком обществе, сколько в ожесточенном. Все ненавидят всех, упрекают всех, никто никого не слышит, все вспыхивают, как солома под лучом. То, что еще в 2013—2014 году могло быть предметом пусть раздраженного, но уважительного разговора, сегодня становится поводом для агрессии. Территория, на которой возможен диалог, на наших глазах стремительно сжимается до пятачка. С одной стороны, мы все в этом виноваты. С другой — я не сторонница ни коллективной вины, ни коллективного покаяния. Видимо, мы как общество проходим болезненный этап. Превратим мы его в точку роста или в точку очередного падения, зависит от такого количества индивидуальных воль, совпадения мелочей, растоптанных бабочек, что прогнозировать это невозможно.

Что может дать нам надежду?

То, что произошло за последнее пятилетие — например, в секторе НКО, благотворительности, — это просто прорыв. Благотворительные организации были всегда, в том числе при советской власти. Но сейчас огромное количество волонтеров, молодых людей на пике своих карьерных возможностей, которые осознанно идут работать в этот сектор. Они энергичные, амбициозные, с высокой мотивацией, с прекрасным образованием, готовые учиться. Это что-то невероятное! Сегодня, по моему глубокому убеждению, точка силы — НКО.

Чем это объясняется?

Есть два фактора. Первый, конечно, экономический — повысилось благосостояние людей. Правила никто не отменял: сначала человек насыщает свои первичные потребности, а потом задумывается об остальном мире. Так что, с одной стороны, это показатель того, что мы стали жить в материальном смысле несколько лучше. А с другой — это показатель взросления общества. Количество людей, которые стали думать не только о себе — собственной карьере, собственном материальном благополучии, — растет. Это обнадеживает. Вполне возможно, что на наших глазах развивается параллельное государство и параллельная власть.

Откуда может взяться параллельная власть?

Я уже говорила, что всем, кто работает в благотворительности, приходится взаимодействовать с государством. Вы думаете, мы с ним воюем? Конечно, нет, иначе мы бы давно сдохли. Мы сотрудничаем. И это сотрудничество меняет не только нас: мы учимся видеть в чиновниках людей и одновременно показываем им, что мы не враги, что есть вещи, с которыми саморегулирующееся общество справляется лучше, чем громоздкая государственная машина. Происходит чрезвычайно важная диффузия. Основные СМИ делают все, чтобы поляризовать общество, а параллельно идет встречный процесс. Рост третьего сектора, взаимодействующего с государством, противостоит атомизации, конфликтности, работает на диалог, на договороспособность, на выработку общих правил.

Мы любим делить все на черное и белое. А на самом деле ни в истории, ни в сегодняшнем дне нет только одного вектора. Параллельно существует много разных течений. Какое из них победит — худшее или лучшее, — мы не знаем. Но мы своей жизнью и работой можем способствовать тому, чтобы победило то, что мы считаем лучшим, то, что нам кажется правильным. Предположим, Дмитрий Константинович Киселев считает, что он должен способствовать тому, чтобы сжигали сердца геев, — это его выбор. А я хочу способствовать тому, чтобы люди научились если не понимать, то принимать друг друга со всеми особенностями. Мы с Киселевым — современники, соотечественники, мы оба живем и работаем в одной и той же стране, в одном времени и пространстве, в одном языке. Кто из нас Россия? И он, и я. А вот кто победит — это вопрос. Я считаю, что «вдолгую» победа будет за нами. Дмитрий Константинович, наверное, считает, что за ними. Разные точки зрения сосуществуют в обществе. Нужно просто думать и выбирать, чему ты хочешь помогать, а чему нет. В конце концов, единственное, чем наградил нас Господь, — свобода выбора и воли.

Вы не думали объединить две свои ипостаси и снять художественный фильм, посвященный аутизму?

Я хочу снять картину, которая связана с появлением в семье ребенка с инвалидностью. Я очень надеюсь, что звезды сойдутся и я ее сниму.