Людмила Улицкая: «Важно разобраться с собой» | Большие Идеи

・ Дело жизни

Людмила Улицкая: «Важно разобраться
с собой»

Людмила Улицкая начала писать прозу в 1980-х, а первую книгу выпустила в 1993-м, в возрасте 50 лет. В своих произведениях Улицкая, генетик по образованию, иссле­дует весь спектр человеческих проблем — от медицин­ских, психологических до эволю­ционных.

Автор: Анна Натитник

Людмила Улицкая: «Важно разобраться с собой»

читайте также

7 инструкций по грамотной дистрибуции цифрового контента

Джейсон ДеМерс

Как спасти сотрудников от выгорания на работе

Джули Мосоу

Почему вам пора навести порядок на рабочем столе

Либби Сандер

Что родители должны сказать своим детям о выборе карьеры

Джеймс Цитрин

Людмила Улицкая начала писать прозу в 1980-х, а первую книгу выпустила в 1993-м, в возрасте 50 лет. В своих произведениях Улицкая, генетик по образованию, исследует весь спектр человеческих проблем — от медицин­ских, психологических до эволю­ционных.

HBR — Россия: Считаете ли вы, что сегодня искусство, в частности литература, играет важную роль в формировании личности?

Улицкая: Нет, так было вчера и исключительно в Европе. Вообще, думаю, следует провести границу между «личностью» и ­«сознанием». Вне всякого сомнения, формирование сознания в век новых технологий происходит иным образом, чем в ХIX веке. Сознание претерпевает значительные изменения. В целом, человек, отдаляясь от своего человекообразного предка, делается все более антропоцентричным и все менее связан с природой. Одновременно научные достижения столь велики, что это открывает совершенно новые возможности для развития личности.

А на вас литературные произведения оказывали влияние?

В детстве и в юности я так много читала — от Киплинга до Гомера, — что в более взрослом возрасте я была гораздо более чувствительна не к книгам, а к ­непосредственным воздействиям жизни: мне искючительно повезло с прекрасными людьми, которые оказали на меня огромное влияние. Настолько большое, что ушло много времени, прежде чем я освободилась от этих влияний. И до сих пор не вполне.

Как популярный автор вы имеете доступ к сердцам и умам огромной аудитории. Ощущаете ли вы ответственность за мысли и идеи, выраженные в ваших произведениях?

Мне бы не хотелось нести ответственность за все то, что я написала. Но приходится... Как это ни печально, мир состоит преимущественно из идиотов. Никто не может запретить людям ложного истолкования любых, самых высоких идей. История полна такими примерами. Нести ответственность, в моем случае — не говорить ничего случайного, плохо обоснованного и вообще побольше думать и поменьше говорить.

Ваше творчество — это попытка разобраться в себе или научить чему-то других, передать людям свой взгляд на мир?

Важно разобраться с собой. И если для других людей мои мелкие открытия послужат поводом для внутренней работы, это будет замечательно. Мне нравятся осознанные люди, и их не так уж много.

Что для вас тема смерти?

Главная тема жизни — смерть. Другой столь важной, загадочной и насыщенной содержанием темы я не знаю. Мы все, осознанные люди, стоим между двумя безднами. Простите, это не я придумала, но лучше не скажешь. Бездны «дорождения» и «послесмертия» разделены очень маленьким промежутком. Это главная интрига человеческой жизни.

Мы живем в постмодернистском мире, в котором все относительно, который позволяет оправдать любое деяние и не выносить суждений. Не кажется ли вам, что литература может и должна возвращать обществу моральные ориентиры?

Не кажется: искусство ничего никому не должно. Моральные ориентиры заданы нашим таинственным происхождением, они отличают человека от животного. Самыми нравственными людьми, которые мне в жизни встречались, были моя неверующая бабушка и мой прадед. Прадед всю старость читал Тору, а бабушка всю жизнь радостно и безропотно несла тяжкий труд во имя выживания семьи. А искусства для них просто не существовало.