Очень странный Agile | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Очень
странный Agile

Как и почему менеджеры путают методы управления

Автор: Стив Бланк

Очень странный Agile
Фото: JON SHIREMAN/GETTY IMAGES

читайте также

Воспитанные девочки ничего не просят

Бэбкок Линда,  Лашевер Сара,  Мишель Гельфанд,  Смолл Дебора

Что делать, если вы не согласны со своим боссом

Джозеф Гренни

«Для победы над бедностью нужно каждый год инвестировать $2 трлн»

Книги

Никольская Вера подготовила

AgileFall — ироничный термин, описывающий такой метод управления управления проектами, при котором вы пытаетесь быть адаптивным и гибким, но продолжаете пользоваться каскадной моделью разработки Waterfall. Часто это дает результат, похожий на смесь паркетного воска и кондитерского топпинга.

Я столкнулся с AgileFall, сидя на одном из совещаний по управлению проектами. Правда, всего несколько изменений, внесенных в процесс, вернули нас в нужное русло.

Совещание проходило в компании, входящей в первую десятку списка крупнейших компаний по версии журнала Fortune. Мы помогаем им преобразовать одну из важнейших производственных линий в существующем подразделении, используя гибкие методы управления вместо каскадирования.

Наш клиент, руководитель по продукту компании-заказчика, оказался умным, склонным к инновациям и мотивированным человеком. Его компания столкнулась с натиском конкурентов, и он понял, что традиционный каскадный метод управления неуместен, когда в уравнении с проблемой и ее решением слишком много неизвестных.

На производственной линии, которой он занимается, работают 15 менеджеров, управляющих 60 проектами. За последние несколько месяцев мы помогли руководителю внедрить в эти проекты основные принципы бережливости (по методу Lean). Все проекты относятся к первому или второму горизонтам (подробнее о модели горизонтов читайте здесь), что подразумевает разработку новых функциональностей для продуктов, нацеленных на существующих клиентов, или перепрофилирование существующих продуктов, инструментов и технологий для новых клиентов. На данный момент команды создают продукты с минимальной функциональностью (MVP), вживую общаются с пользователями и заинтересованными сторонами, прежде чем резко сменить стратегию или предпринять иные действия. Все это составляет основу концепции бережливости.

Однако во время последнего совещания я понял, что руководитель по продукту все еще управляет своими менеджерами по каскадному методу. Команды отчитывались — вы только представьте — раз в три месяца на официальном итоговом совещании. Клиент как-то упомянул, что участники команд жалуются на объем бумажной работы, которую они вынуждены выполнять при подготовке к совещанию. Он же бы недоволен качеством отчетов и полагал, что большинство из них были написаны накануне ночью. Руководитель спрашивал нас, как ему получать еще больше показателей эффективности и своевременной отчетности от менеджеров проектов.

Поначалу я даже подумал: «Действительно, чем плохо иметь большое количество данных? Решения, основанные на фактах, — не к этому ли мы стремимся?» Я чуть было не соблазнился этой идеей, но вовремя осознал, что у нашего клиента процесс до сих пор выстроен таким образом, что успех измеряется отчетами, а не результатами. Это был все тот же процесс, где эффективность проектов измерялась по линейной, пошаговой каскадной системе.

(Справедливости ради стоит отметить, что его команда — островок бережливости в море каскадного управления, до сих пор преобладающего в компании. И хотя руководителю по продукту удалось изменить образ мышления и ритм движения организации, люди, перед которыми он держит отчет, пока не понимают глубинных принципов адаптивного и бережливого обучения и его потенциала. Им достаточно видеть движение на бумаге.)

Чтобы продвинуть проект среди сотрудников и среди руководителей, требуются два разных подхода к управлению.

Во время обсуждения мы договорились внедрить несколько принципов адаптивного и бережливого управления проектами (избегая при этом самих слов «адаптивный» и «бережливый»).

1. Ценность создают люди (именно они находят решение или приходят к выводу, что оно соответствует миссии), а не процессы и отчеты.

2. Тем не менее процесс и отчетность – это важные составляющие управления организацией и проектами.

3. На ранних стадиях работы над проектами создание продуктов с минимальной функциональностью и затем их поступательное улучшение важнее документации и отчетности.

4. Необходимо позволить командам ориентироваться на выводы, которые они делают в процессе исследования своих потребителей, а не заставлять их строго следовать плану, который они показали руководству в самом начале.

5. Путь к результату (решение/соответствие миссии) нелинеен, и все команды идут по нему с разной скоростью.

Долго убеждать не пришлось: наш клиент согласился на то, чтобы вместо ежеквартальных проверок команда руководителей еженедельно собиралась с 4-5 менеджерами и они вместе обсуждали развитие 16-20 проектов. Это значило, что итерационный цикл — хоть и по-прежнему длинный — сократится с трех месяцев максимум до одного.

Еще важнее то, что мы решили: разговор будет идти о результатах, а не об отчетах. Так устная коммуникация начнет превалировать над бумажной. Обзорные совещания будут посвящены частоте поставок, постепенному развитию и устранению препятствий. Команда нашего клиента будет продолжать составлять отчеты и делиться ими с другими командами для взаимного обучения.

Итак, основная идея заключалась в том, что руководитель по продукту не должен перекладывать обязанность по составлению отчетности на подчиненных, но должен уметь настроить сотрудников на получение результата и донести их успехи до вышестоящих инстанций. Получалось, что, избавляя команду от лишней головной боли, руководитель берет на себя обязанность отчитываться перед высшим руководством в желательной для них форме.

Я понял, что участники совещания окончательно поняли, что я имею в виду, лишь к концу встречи. Клиент спросил свою команду: «Если пойти дальше, кто из членов команды сможет управлять бережливым, а не каскадным процессом?». Меня порадовало, когда они решили, что для управления бережливым процессом потребуется меньше людей, чем раньше, главное — чтобы они умели работать в хаотичной среде постоянного обучения.

Жду не дождусь нашей следующей встречи.

Об авторе. Стив Бланк (Steve Blank) — преподаватель Стэнфордского университета, старший научный сотрудник Колумбийского университета и лектор Калифорнийского университета в Беркли. Автор книги «Четыре шага к озарению», сооснователь или один из первых сотрудников восьми высокотехнологичных стартапов.