Без пределов нет целей | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Без пределов
нет целей

Хорошо продуманная и сформулированная цель стимулирует работу и сулит высокую награду.

Автор: Стив В. Мартин

Без пределов нет целей

читайте также

Советы тем, кто испытывает дискомфорт от критики

Сабина Наваз

Долларовая ловушка

Прасад Эсвар

22 апреля прошла лекция «Идеи на миллион» из серии «Инновационное предпринимательство»

Выполнимые планы, или Дьявол в деталях

Хальворсон Хейди

Цель! Ох, как любят менеджеры устанавливать цель. А подчиненные (будем надеяться) стремятся к цели. И не без причины: хорошо продуманная и сформулированная цель стимулирует работу и сулит высокую награду. Неудивительно, что в мотивационном наборе современного руководителя цели занимают центральное место. Хотите, чтобы ваша компания сосредоточилась на развитии нового бизнеса? Установите команде продажников цель: сколько сделать звонков, сколько провести деловых собраний, сколько организовать выставок. Нужно повысить удовлетворенность клиентов? Установите сроки, в которые сотрудники обязаны отвечать на запросы, контролеры — улаживать проблемы, и отслеживайте количество отзывов довольных клиентов… в общем, вы поняли.

От менеджера к менеджеру передается концепция: устанавливайте единую цель с конкретными параметрами, и пусть каждый сотрудник и каждая команда сосредотачивает усилия на достижении этой цели. Вроде бы разумно. Четкая, конкретная цель, одно определенное число, к которому следует стремиться — ни малейшего риска недоразумений.

Но и другие факторы влияют на стремление к ней. Главные среди них — вызов и достижимость. Людям нужен достаточно серьезный вызов, чтобы по достижении цели они почувствовали удовлетворение. Если особого вызова и нет, такая цель больше отвращает, чем мотивирует. Недолго и разрушить свой бизнес, если члены команды будут легко достигать цели и привыкнут снимать ногу с педали газа. Но и недостижимая цель обернется проблемой. Если требовать слишком многого, недолго и напугать коллектив. Итак, ищите баланс при определении и постановке цели.

Читайте материал по теме: Социальное давление мотивирует лучше, чем деньги

В том-то и заключается проблема, связанная с целеполаганием: она сводится к одному конкретному числу. Но при постановке этой цели недолго и промахнуться, то она слишком легко достижима, то чересчур сложна, а порой сочетает обе крайности.

Постепенно собираются данные, указывающие, что менеджеры, которые вместо одного жесткого параметра устанавливают допустимые пределы, то есть верхний и нижний интервал намечаемой цели — например, не «привлечь 20 новых клиентов в этом квартале», а «привлечь 18—22 клиентов» — добиваются существенного преимущества.

Почему? Потому что подобный подход делает цель и достаточно сложной — и достаточно достижимой.

Исследователи из Университета штата Флорида недавно продемонстрировали, сколь существенное влияние может иметь это небольшое изменение в обозначении цели. В одном исследовании члены клуба худеющих, ставившие себе целью терять по два фунта в неделю, были распределены по двум группам: в одной требовалось строго терять два фунта в неделю, в другой — от 1 до 3 фунтов. Наличие такого интервала чрезвычайно укреплял мотивацию (проверялось по готовности записаться на дополнительную 10-недельную программу). Только половина из тех, кто посещал группу со строго определенной целью, упорно продвигалась к столь отдаленной перспективе, но из группы, где цель была обозначена в интервале, почти 80% записалось на долгосрочную программу.

Поскольку одна из главных задач руководителей — обеспечить устойчивую мотивацию для осуществления долгосрочных операционных целей компании, то это исследование предполагает, что менеджеры могли бы значительно лучше справляться с этой задачей, если установят интервал целей.

Читайте материал по теме: Мотивируйте сотрудников, просто помогая им лучше работать

Важно также понимать, как это сказывается на качестве реализации задач. Например, те, кто сформулировал цель «терять 1—3 кг в месяц»: эти люди достигали только нижнего параметра? Исследователи занялись и этим вопросом и убедились, что установка интервала вовсе не имеет отрицательного влияния на качество выполнения тех или иных задач. Напротив, те, кто имел такой интервал, достигали даже немного лучших результатов. Так, худеющие сбрасывали в среднем на полкило в неделю больше, чем люди из группы с жестко установленной целью.

С этой точки зрения подход с интервалами кажется разумным. Но есть ли тут какие-то ограничения? Два сразу приходят на ум.

Во-первых, собранные данные показывают, что интервальный подход наиболее эффективен в том случае, когда люди должны откорректировать поставленную ранее цель, а не когда они имеют дело с совершенно новой задачей. Тем самым случаи, когда руководителям имеет смысл так формулировать цель, видимо, сводятся к корректировке — например, когда команда развития бизнеса не сумела в прошлом квартале набрать достаточно новых клиентов или если сервисный отдел получил мало хороших отзывов. Но даже с такой оговоркой, учитывая, как часто компании устанавливают и корректируют цели — ежемесячные цифры продаж, квартальные отчеты и т. д. — у менеджеров остается множество возможностей поменять свой подход.

Второе ограничение: пока что исследования ограничивались лабораторными экспериментами и спортивными клубами. Но мне кажется, это как раз великолепная возможность для менеджеров и руководителей — проверить, будет ли работать принцип использования интервалов в их компаниях. Дело-то несложное. Одним сотрудникам и командам задать цель в определенном интервале и сравнить их результаты и их преданность делу с работой других членов коллектива и команд, которые остались при стандартных целях, выраженных просто числом. Если при этом не придется менять другие условия (размеры премий, правила продвижения по карьерной лестнице), вряд ли кто-то будет протестовать. Ведь, в конце концов, все заинтересованы в одном — упорном и постоянном продвижении к цели.

Читайте по теме: