Самооценка. Зависть — естественное чувство | Большие Идеи

・ Прочее

Самооценка. Зависть —
естественное чувство

Как же быть, если зависть — естественное чувство?

Автор: Дмитрий Жуков

Самооценка. Зависть — естественное чувство

читайте также

Сила личного влияния

Кристакис Николас

«Детям нужны новинки»

Дэвид Чемпион

Что нужно делать, чтобы ваше резюме заметили

Кристи ДеПол

От ворот поворот

Ирина Пешкова

Каждый человек имеет потребность в самооценке. Причем самооценка должна быть достаточно высокой. Немногие хотят забраться на самый верх социальной пирамиды, но никто не хочет ощущать себя последним ничтожеством. Эта потребность относится к социальным, то есть таким (напомню), которые удовлетворяются при взаимодействии с другими членами сообщества.

Действительно, как я могу судить — насколько я красив, умен, богат, любим женщинами, успешен в профессии и т. п.? Только сравнивая себя с другими людьми моей половозрастной категории.

Конечно, повышать самооценку можно, отмечая динамику своих достижений — сегодня выкурил на сигарету меньше, чем вчера; в этом году заработал больше, чем в прошлом, и т. д. Если динамика положительная, это приносит удовлетворение. Но значимость не прироста, а абсолютной величины параметра становится понятной только при сравнении его с такими же показателями в жизни других людей. Поэтому все, что мы ни делаем, мы делаем с оглядкой на достижения коллег в этой сфере. И успешный коллега всегда вызывает чувство зависти.

Не стоит думать, что зависть — темное чувство, присущее только натурам грубым и примитивным. Известный психолог А. Маслоу расположил потребности человека в виде иерархии (позднее ее начали изображать в виде пирамиды), в которой на самом верху располагается потребность в самореализации. По мнению Маслоу, эта потребность движет поведением людей творческих — в частности, научный работников. Но помимо самореализации, научные работники постоянно следят за успехам коллег — у кого больше грантов, у кого выше индекс Хирша?

Зависть естественна, она присутствует и в поведении животных — не только человека. Около десяти лет назад Ф. де Вааль провел простой эксперимент. Две обезьяны должны были выполнять простое задание — брать камушки, лежавшие на полу их клеток, и отдавать экспериментатору. За это они получали вознаграждение, кусочки огурца. В эксперименте участвовали две обезьяны одновременно, они сидели в разных клетках, но могли видеть друг друга и, естественно, экспериментатора. Экспериментатор получал камешек от одной обезьяны, вручал ей дольку огурца, протягивал руку за камнем другой обезьяне и в обмен давал огурец ей. Все шло спокойно до тех пор, пока одну обезьяну не стали вознаграждать не огурцами, а дольками банана. Банан значительно вкуснее огурца! Вторая обезьяна пришла в ярость, она кричала, металась по клетке и напрочь отказалась работать за огурцы. Покой и ритмичная работа обеих обезьян восстановились, когда первую обезьяну вернули на огуречное довольствие.

Читайте материал по теме: Социальная самоидентификация

Обратите внимание, обделенная ресурсом обезьяна успокоилась не после того, как ей тоже улучшили качество вознаграждения, а когда другой обезьяне вернули прежние худшие условия «оплаты труда». В дальнейшем аналогичное поведение было обнаружено в экспериментах на собаках. Таким образом, оказалось, что животные — такие же как люди: они не хотят сами быть богатыми, они хотят только, чтобы другие были не богаче их.

Самооценка на основе сравнения себя с другими происходит постоянно, и чувство зависти присутствует постоянно в отношениях коллег. Из этого можно сделать много практических выводов. Например, такой — дружить стоит с теми, чья профессиональная деятельность лежит совсем не в той сфере, что наша. Только тогда близкие и дружелюбные отношения двух людей не будут замутнены завистью. Ведь однокоренным слову «друг» является «другой». То есть друг — это не-я, тот с кем я себя сравниваю. Штамп спортивной журналистики «друзья-соперники» — пример оксюморона.

Но все же зависть не случайно объявлена многими религиями грехом. Как же быть, если зависть — естественное чувство? Все просто; не пытаясь подавить это чувство, не делать другому того, чего не пожелал бы себе.